ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ:
+375(232)70-15-15
Режим работы УВД Гомельского облисполкома:
г. Гомель ул. Коммунаров, 3 индекс 246050, с 9:00 до 13:00 и с 14:00 до 18:00
Оперативно-дежурная служба: круглосуточно, телефон 102


Управление по гражданству и миграции
  • История создания службы

    Исторические корни паспортно-визовой службы Министерства внутренних дел Республики Беларусь уходят в глубь веков. В русском языке слово «паспорт» появилось еще в XVII веке. Паспортом тогда называли сопроводительную или охранную грамоту, которая выдавалась дипломатам, в частности, послам на время их поездок по территории других государств. Такой документ называли «Опасной грамотой». Он подтверждал государственные полномочия предъявителя и в определенной степени гарантировал безопасность передвижения.

    Согласно указу 1714г. лица, не имевшие при себе паспорта или дозволения на проезд (так называемого «проезжего» или «прохожего письма»), признавались за «недобрых людей» или «прямых воров». Их задерживали и под конвоем возвращали к прежнему месту жительства. В XIX веке документ, удостоверяющий личность, стали называть «вид на жительство, свидетельство» или, как указывается в толковом словаре В.И.Даля, «лист или письмо для проходу, проезду или проживания».

    С ноября 1917г. на органы внутренних дел (ОВД) было возложено выполнение административных функций по оформлению виз и регистрации документов приезжавших в страну иностранных подданных. Именно тогда в системе Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) РСФСР были созданы иностранные отделы, занимавшиеся вопросами разрешения выезда за границу и оформления документов иностранным гражданам. Тогда же появились первые нормативные акты, определившие основы деятельности органов виз и регистрации (ВИР) – декреты Совета Народных Комиссаров (СНК), приказы, циркуляры и постановления.

    Уже в первые годы Советской власти руководство страны приняло меры по документированию граждан. Хотя единого документа, удостоверяющего личность, не было, однако в годы гражданской войны и иностранной интервенции в Москве и Петрограде были введены трудовые книжки, являющиеся документами как удостоверяющими личность гражданина, так и подтверждающими его участие в трудовой деятельности. Трудовые книжки обязаны были иметь все граждане, достигшие 16-летнего возраста.

    Дальнейшим шагом в документировании населения явилась выдача гражданам удостоверений личности, проводимая в соответствии с декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 20 июня 1923г. «Об удостоверении личности». Этим нормативным актом всем желающим гражданам разрешалось получать удостоверения личности. Уже в удостоверениях отмечались основные данные о его владельце, в том числе о месте постоянного жительства, о роде занятий, семейном положении, отношении к воинской службе и т.д.. Эти удостоверения выдавались как органами милиции, так и местными органами государственного управления общей компетенции - волостными исполнительными комитетами.

    В 1925г. СНК РСФСР принял постановление «О прописке граждан в городских поселениях». Прописка граждан по месту их жительства была возложена на органы милиции.

    Прописка оформлялась не только по удостоверениям личности, но и по ряду других документов (справке о рождении, удостоверении с места работы и др.).

    Порядок удостоверения личности гражданина и прописка, как показал опыт, был не совсем удобным, поскольку он оказался непригодным для борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также создавал определенные неудобства для граждан. Учитывая интересы трудящихся и запросы правоохранительных органов, ЦИК и СНК СССР постановлением от 27 декабря 1932г. установили единую паспортную систему и обязательную прописку граждан по месту их жительства.

    Паспортные подразделения были созданы после введения в действие постановления ЦИК и СНК СССР от 27 декабря 1932г. «Об установлении единой паспортной системы Союза ССР и обязательной прописке паспортов». До этого времени в Советском Союзе не было единого документа, удостоверяющего личность гражданина и служившего ему видом на жительство.

    Управленческая функция паспортной системы полностью была возложена на органы милиции, которые, руководствуясь Положением о паспортах 1932г., инструкцией «О выдаче гражданам Союза ССР паспортов в Москве, Ленинграде и Харькове, в 100-километровой полосе вокруг Москвы и Ленинграда и 50-километровой полосе вокруг Харькова», постановлением ЦИК и СНК от 28 апреля 1933г. «О выдаче гражданам Союза ССР паспортов на территории Союза ССР», осуществляли паспортизацию проживающих в городах, рабочих поселках, районных центрах и в зонах, определенных указанными нормативными актами.

    Таким образом, особенностью паспортной системы, установленной в 1932-1933гг., было осуществление паспортизации населения в четко определенных законодательством местностях. Для всех граждан, проживающих в указанных регионах, устанавливалась обязанность иметь паспорта, прописываться по месту жительства, а при выезде из данной местности - выписываться. Кроме того, паспорта должны были иметь все работники новостроек, промышленных предприятий, транспорта и совхозов. Паспорт в этих местностях считался единственным документом, удостоверяющим личность.

    Паспортная система в период 1932-1974гг. претерпевала как незначительные, так и существенные изменения, вызванные определенными закономерностями развития общества.

    В 1936г. было введено правило, в соответствии с которым органы ЗАГС были обязаны делать отметку в паспортах о регистрации и расторжении брака.

    В 1937г. согласно Постановлению ЦИК и СНК СССР в паспорта вклеивались фотографические карточки. СНК СССР 10 сентября 1940г. было утверждено новое Положение о паспортах. Эта мера была вызвана надвигавшейся угрозой военной опасности. В этом постановлении содержались особые правила прописки в отдельных столичных, краевых, областных городах, в пограничной зоне и на важных железнодорожных узлах.

    После воссоединения Западной Украины с Украинской ССР, Западной Белоруссии с Белорусской ССР в 1939г., возвращения в 1940г. Бесарабии и передачи Советскому Союзу Северной Буконины, а также принятия в состав СССР Литвы, Латвии, Эстонии и других перемен в СССР как союзном государстве были приняты меры по учету населения, проживавшего на вошедших в состав СССР территориях, выданы паспорта лицам, которые приобрели советское гражданство путем новации, устанавливался паспортный режим, позволяющий обеспечить общественный порядок и государственную безопасность.

    Установленные нормы паспортной системы не были полностью внедрены в жизнь в связи с началом Великой Отечественной войны. В период войны паспортные аппараты ОВД выполняли функции, связанные с розыском преступников, особенно агентуры вражеской разведки, розыском лиц, пропавших без вести, потерявших связь с родственниками, оказанием помощи военным комендантам в мобилизационной работе, вели персональный и количественный учет населения.

    После победы в Великой Отечественной войне паспортная система продолжает совершенствоваться. В 1953г. было утверждено новое Положение о паспортах, в котором отражались необходимые изменения паспортной системы в сторону отмены ограничений, особых правил прописки и т. п.

    28 августа 1974г. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию паспортной системы в СССР», которым был введен единый для всех категорий населения порядок паспортизации. Совет Министров СССР утвердил новый образец паспорта - «Паспорт гражданина Союза Советских Социалистических Республик», являющегося основным документом, удостоверяющим личность гражданина и его принадлежность к советскому гражданству. В соответствии с постановлением предусматривалась выдача паспортов всем гражданам СССР, достигшим 16-летнего возраста, независимо от места жительства, рода занятий и других обстоятельств.

    В этот же день Совет Министров своим постановлением утвердил Положение о паспортной системе в СССР. Положением регламентировался порядок выдачи паспортов и пользования ими, а также правила прописки и выписки граждан. В отличие от существовавшего ранее Положения о паспортах и других отдельных нормативных документов в стране был принят единый административно-правовой акт, который урегулировал целый комплекс отношений.

    Поскольку в СССР существовало единое союзное гражданство, каждый гражданин союзной республики одновременно являлся гражданином СССР. В связи с этим паспорт изготавливался по единому для всего Союза ССР образцу на русском языке и на языке соответствующей союзной республики, а для автономных республик на языке автономной республики.

    В образце нового паспорта было сокращено количество сведений о лице, его получающем. В паспорте исключена запись о социальном положении гражданина.

    Паспорт выдавался бессрочно с обновлением фотографических карточек по достижении гражданами 25- и 45-летнего возраста. Отменена прописка граждан при их кратковременных выездах в командировку, отпуск, санатории и дома отдыха. Внесены некоторые изменения в существовавший ранее порядок прописки граждан.

    В такой организационной структуре паспортные отделы и отделы ВИР существовали до ноября 1993г.

    В период становления Республики Беларусь как независимого, суверенного государства одной из первоочередных задач явилось формирование атрибутов государственности, обеспечение реализации прав граждан на свободу передвижения и выезда за границу, создание собственной системы учета населения во всех его социально-экономических проявлениях.

    Для реализации указанных задач, относящихся к деятельности Министерства внутренних дел, приказами МВД Республики Беларусь от 10 ноября 1993г. в составе милиции общественной безопасности и специальной милиции была создана паспортно-визовая служба, а при МВД и УВД облисполкомов Республики Беларусь – бюро по паспортизации населения.

ОПРОС
Безопасность дорожного движения зависит, в первую очередь, от:

знаний правил дорожного движения пешеходами
культуры вождения владельцев авто
эффективности работы сотрудников ГАИ
своевременного ремонта дорог
от каждого из нас