ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ:
+375(232)70-15-15
Режим работы УВД Гомельского облисполкома:
г. Гомель ул. Коммунаров, 3 индекс 246050, с 9:00 до 13:00 и с 14:00 до 18:00
Оперативно-дежурная служба: круглосуточно, телефон 102


Управление по гражданству и миграции
  • Информация по внешней трудовой миграции
    Трудовая миграция

    1.    Информация для соискателей лицензии на деятельность, связанную с трудоустройством за пределами Республики Беларусь.

    2.    Список юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Гомельской области, осуществляющих деятельность, связанную с трудоустройством граждан за пределами Республики Беларусь.

    3.    Самостоятельный выезд.

    4.    Информация о деятельности, связанной со сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства.

    5.    Ответственность за действия, направленные на трудоустройство граждан за границей, осуществляемые без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением правил и условий осуществления такого вида деятельности.

    6.    Другая информация.

    1.    Информация для соискателей лицензии на деятельность, связанную с трудоустройством за пределами Республики Беларусь

    •    Перечень документов, представляемых в Министерство внутренних дел Республики Беларусь для получения специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь:

    Для получения лицензии на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, соискатель представляет:
    1. заявление по форме;
    2. документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии;
    3. документ, подтверждающий договоренность между соискателем лицензии и иностранным нанимателем о трудоустройстве за пределами Республики Беларусь (нотариально заверенную копию договора о трудоустройстве);
    4. проект трудового договора, подписанный иностранным нанимателем или по его поручению юридическим лицом Республики Беларусь либо индивидуальным предпринимателем, заверенный подписью руководителя и печатью юридического лица или подписью индивидуального предпринимателя и печатью (при ее наличии);
    5. проект договора о содействии в трудоустройстве за пределами Республики Беларусь;
    6. легализованные в установленном порядке копии выданных уполномоченным органом документов, подтверждающих юридический статус иностранного нанимателя и (или) наличие у него разрешения на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством иностранных граждан, в соответствии с законодательством государства, где этот наниматель осуществляет свою деятельность. Документы должны быть переведены на белорусский или русский язык и удостоверены в установленном порядке;
    7. копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии либо у нанятых им работников стажа работы в области трудоустройства за пределами Республики Беларусь, содействия занятости населения в Республике Беларусь или туризма не менее одного года, а также наличие у руководителя юридического лица (руководителя обособленного подразделения юридического лица), индивидуального предпринимателя высшего образования;
    8. сведения о работниках, которые будут осуществлять лицензируемую деятельность, с указанием фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), должности, специальности, полученной в учебном заведении, стажа работы по специальности;
    9. нотариально заверенные копии документов, подтверждающие наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании помещений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности.
    В случае, если соискатель лицензии изъявит намерение направлять на работу за пределы Республики Беларусь в период летних каникул граждан, обучающихся в организациях системы образования Республики Беларусь, по студенческим программам, Министерство внутренних дел после получения заявления запрашивает заключение Министерства образования о возможности трудоустройства граждан за пределами Республики Беларусь.
    При подаче заявления о выдаче лицензии ее соискатель вправе представить копии учредительных документов юридического лица, документа, свидетельствующего о проведении государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя самостоятельно.
    Для получения лицензии на осуществление деятельности, связанной со сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства, соискатель представляет:
    1. заявление по форме;
    2. документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии (р/с 3602911010004, ОАО АСБ «Беларусбанк» г. Минск, код 153001795, получатель платежа: Главное управление Министерства финансов Республики Беларусь по г. Минску, УНП 100064110, код платежа: для юридического лица – 03001, для физических лиц – 03002, 10 базовых величин);
    3. проект договора об оказании физическому лицу посреднических услуг по содействию в знакомстве, заверенный подписью руководителя и печатью юридического лица или подписью индивидуального предпринимателя и печатью (при ее наличии);
    4. копии документов, подтверждающих наличие у руководителя юридического лица (руководителя обособленного подразделения юридического лица) и индивидуального предпринимателя высшего образования либо опыта работы в данной сфере не менее 2 лет;
    5. сведения о работниках, которые будут осуществлять лицензируемую деятельность, с указанием фамилии, собственного имени, отчества, должности, образования и специальности;
    6. копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании помещений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;
    7. нотариально заверенную копию заключенного с иностранным партнером соглашения (договора) о сборе и распространении информации о физических лицах в целях их знакомства, в котором должны быть указаны данные сторон, подписавших это соглашение (договор), порядок оказания соответствующих услуг, права, обязанности, ответственность сторон и иные сведения;
    8. легализованные в установленном порядке копии выданных уполномоченным органом документов, подтверждающих юридический статус иностранного партнера. Документы должны быть переведены на белорусский или русский язык и удостоверены в установленном порядке.
    При подаче заявления о выдаче лицензии ее соискатель вправе представить копии учредительных документов юридического лица, документа, свидетельствующего о проведении государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя самостоятельно.

    •    Заявление на получение лицензии на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь.
       
    Форма заявления на получение лицензии на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь размещена на сайте департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь www.mvd.gov.by.

    •    Порядок согласования информационных (рекламных) объявлений о трудоустройстве за пределами Республики Беларусь:

    В соответствии с пунктом 20 Перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 г. № 450, деятельность, связанная с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, является лицензируемым видом деятельности. Государственным органом, уполномоченным выдавать лицензии на этот вид деятельности, является Министерство внутренних дел Республики Беларусь. Таким образом, в качестве рекламодателя такой рекламы может выступать организация, имеющая соответствующую лицензию.
    Лицензируемая деятельность может осуществляться только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь.
    Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 30.11.2010 N 387 «Об установлении формы заявления о согласовании информационных (рекламных) объявлений о трудоустройстве граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, за границей и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства внутренних дел Республики Беларусь» утверждена форма заявления о согласовании рекламы о трудоустройстве за пределами Республики Беларусь.
    В заявлении для получения согласования указываются:
    - специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь;
    - действующий договор о трудоустройстве граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, заключенный с иностранным партнером;
    - перечень печатных и электронных средств массовой информации, посредством которых планируется распространять рекламное объявление.
    К заявлению должен быть приложен текст рекламного объявления, планируемого к размещению (распространению).
    Реклама о трудоустройстве за пределами Республики Беларусь должна размещаться (распространяться) в точном соответствии с согласованным текстом и только в тех местах, которые были указаны рекламодателем в заявлении на согласование.
    Перечень документов, представляемых заявителями Министерство внутренних дел Республики Беларусь, для согласования такой рекламы, сроки их рассмотрения и срок действия согласования размещения рекламы предусмотрены подпунктом 16.11 пункта 16 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 г. № 156.

    •    Номер расчетного счета для зачисления государственной пошлины за выдачу специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, а также внесение изменений в специальное разрешение (лицензию):

    Реквизиты для зачисления государственной пошлины за выдачу специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, а также внесение изменений в специальное разрешение (лицензию)

    Филиал № 510 ОАО «АСБ Беларусбанк»
     код 153001795
    Главное управление Министерства финансов Республики Беларусь по г. Минску
    р/с 3602911010004, УНП 100064110
    код платежа для юридического лица - 03001, для физических лиц - 03002

    Размер государственной пошлины за:
     - выдачу специального разрешения (лицензии) – 10 базовых величин;
    - внесение изменений в специальное разрешение (лицензию) – 5 базовых величин.

    2.    Список юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Гомельской области, осуществляющих деятельность, связанную с трудоустройством граждан за пределами Республики Беларусь:

    На территории Гомельской области 8 организаций имеют лицензию на право осуществления деятельности, связанной с трудоустройством граждан за пределами Республики Беларусь, а именно:

    1) ЧСТУП «Нефте Строй Ресурс» (г. Гомель, ул.Жарковского, 24А, каб. 504, тел.:+375256982101);

    2) ООО «Дарсер» (г. Гомель, пл. Привокзальная, д.1, комн.733, тел. +375 232 212321, +375 296 262321);

    3) ОДО «СоюзРегионСтрой» (г. Гомель, пл. Привокзальная, д.1, комн.743, тел. +375295338447);

    4) ЧУП по оказанию услуг «Первая юридическая консультация» (г. Гомель, ул. Ирининская, 21Б, офис 6, тел. 714323, +375293820328);

    5) ЧУП по оказанию услуг «ПрестижПерсонал» (филиал в г. Гомеле) (г. Гомель, ул. Советская, 133, тел.: 29-58-82, +375256593605, +375445191091);

    6) ОДО «СиберияПРОФФ» (г. Гомель, ул. Кирова, 55, каб. 214, тел.: +375 44 5481335; +375 29 6042720);

    7) ГОК ОО «БРСМ» (г. Гомель, ул. Советская, 126, тел. +375 232 575774, 605118) - осуществляет трудоустройство студенческих отрядов;

    8) ООО «ДЕЛКОМ 40» (г. Гомель, ул. Борисенко, д. 11 Б, офис 1, тел.: +375 29 120 00 71, +375 44 525 82 03);

    9) ООО «БелВирсГрупп» (г. Гомель, ул. Рабочая, д. 5, каб. 12, тел.: +375296386361, +375444666111);

    10) ЧКУП «Диманш» (г. Гомель, ул. Коммунаров, 7, тел.: +375 232 703300);

    11) ИП Шилова Наталья Геннадьевна (г. Гомель, Советская, 133, каб. 6. тел.: + 375293853810);

    12) ООО «ДжейДиЭм-Полесье» (филиал в г. Гомеле) (г. Гомель, ул. Рогачевская, 4, тел.: 71-83-84).

    3.    Самостоятельный выезд

        В последнее время участились обращения граждан Беларуси, самостоятельно выезжающих на работу за пределы Республики Беларусь, на телефоны «горячих линий» по вопросам безопасного выезда граждан на работу Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Программы «Ла Страда Беларусь» Международного общества объединения «Гендерные перспективы» о нарушении их прав при трудоустройстве. Так, например, поступают обращения о нарушении порядка и сроков выплаты нанимателями заработной платы, введении в заблуждение о характере работы, условиях проживания и питания. При этом, как правило, указанные обращения поступают от граждан по возвращении после окончания работы в Республику Беларусь.  Иногда в прессе проходят сообщения о том, что граждане Беларуси подверглись трудовой эксплуатации за границей. Каждый такой случай требует детального разбирательства, органы внутренних дел проводят проверку на предмет возможности привлечения к ответственности виновных лиц. Зачастую большинство граждан, которые не пользуются услугами юридических лиц, осуществляющих трудоустройство за границей, а находят работу за границей через знакомых, друзей, родственников или иными способами, не имеют легального статуса в стране, т.е. не имеют разрешения на проживание и/или разрешения на работу, или временной регистрации. Этот факт предполагает, что данные граждане проживают и /или работают за рубежом незаконно. Поэтому при нарушениях их прав, они становятся абсолютно беззащитны.
        Для обеспечения защиты Республикой Беларусь прав, свобод и законных интересов граждан иностранных граждан, постоянно проживающих в Республике Беларусь, самостоятельно выезжающих за пределы республики для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности. Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь, руководствуясь положениями законодательства Республики Беларусь, настоятельно рекомендует указанным лицам:
    - до даты выезда из Республики Беларусь уведомить подразделение по гражданству и миграции по месту жительства или мест пребывания о выезде;
        - в случае заключения трудового договора в Республике Беларусь до выезда в государство трудоустройства – представить копию трудового договора, заключенного с иностранным нанимателем в подразделение по гражданству и миграции;
        - сообщить о сроке выезда, иностранном нанимателе, условиях труда и проживания, включая порядок оплаты труда и социального обеспечения;
        - в подразделении по гражданству и миграции бесплатно получить информацию о положениях законодательства Республики Беларусь о внешней трудовой миграции, порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь;
        - в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь (тел.222 26 61) – получить информацию о местонахождении и номерах телефонов дипломатических представительств или консульских учреждений Республики Беларусь в государстве трудоустройства (при их наличии), о международных организациях, осуществляющих защиту прав, свобод и законных интересов трудящихся-эмигрантов;
        - в дипломатических представительствах государства трудоустройства уточнить условия въезда и требования при трудоустройстве;
    - поставить в известность своих близких об отъезде.
        Также, решив выехать на работу за пределы республики, гражданам необходимо:
        - при заключении трудового договора (контракта) внимательно изучить и оговорить условия контракта, касающиеся характера и места оплачиваемой работы, срока действия контракта, государства трудоустройства, условий труда и его оплаты, правах и обязанностей сторон, условий проживания, питания, других социальных гарантиях, основаниях для расторжения контракта и др.;
        - в случае визового режима обязательно иметь рабочую визу государства трудоустройства, выданную его дипломатическим представительством или консульским учреждением (туристическая виза не дает права работать);
        - иметь с собой копии всех документов на случай потери оригиналов, страховку от несчастных случаев и болезни, определенную сумму денежных средств.
        Наиболее безопасным способом выезда на работу за границу является выезд при содействии лицензиатов, т. е. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь. Наличие лицензии накладывает на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывавших содействие в трудоустройстве граждан за рубежом, ряд обязательств.
        Обращаем внимание, что в случае выезда граждан на работу за пределы Республики Беларусь при содействии лицензиатов:
        - перезаключать за границей трудовой договор с иностранными нанимателями запрещено;
    - в случае нарушения за границей условий заключенного договора обращайтесь в Департамент по гражданству и миграции по телефону: 218 52 64 или на адрес электронной почты: dcm@mia.by. Сотрудники Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь незамедлительно отреагируют на Ваши письменные обращения и заявления по фактам незаконного трудоустройства граждан Республики Беларусь за границей.

    4.    Информация о деятельности, связанной со сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства

    - форма заявления на получение лицензии на осуществление деятельности, связанной со сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства;
    - список юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную со сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства;
    - форма заявления на продление лицензии на осуществление деятельности, связанной со сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства - размещены на сайте департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь www.mvd.gov.by.

    5.    Ответственность за действия, направленные на трудоустройство граждан за границей, осуществляемые без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением правил и условий осуществления такого вида деятельности.

    Согласно части пятой статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях действия, направленные на трудоустройство граждан за границей, осуществляемые без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением правил и условий осуществления такого вида деятельности, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии), если в этих действиях нет состава преступления, -
        влекут наложение штрафа в размере от 50 до 200 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате таких действий, и лишением права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо – от 500 до 1000 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате таких действий, и лишением права заниматься определенной деятельностью.

    6.    Другая информация
           
    Как выехать на работу за границу

    Статьей 11 Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» определено, что трудоустраиваться за границей граждане и иностранцы могут:
    - самостоятельно;
    - при содействии юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь.
    Однако последний способ выезда на работу является наиболее безопасным!
    Большинство граждан, которые не пользуются услугами данных юридических лиц, а находят работу за границей через знакомых, друзей, родственников или иными способами, зачастую, не имеют легального статуса в стране, т.е. не имеют разрешения на проживание и/или разрешения на работу, или временной регистрации. Этот факт предполагает, что данные граждане проживают и/или работают за рубежом незаконно. Поэтому при нарушениях их прав, они становятся абсолютно беззащитны.
    Кроме того, выезжая на работу самостоятельно, не зная точных и проверенных данных о работодателях, вы можете стать жертвой торговли людьми, объектами незаконного ввоза с целью сексуальной, трудовой и иных видов эксплуатации.
    Согласно Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь 01.09.2010 г. № 450, МВД Республики Беларусь выдает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь.
    Помните, что положением определен ряд требований и условий, предъявляемых к таким юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) с целью:
    - реализации недопустимости незаконной внешней трудовой миграции;
    - исключения случаев найма работников на условиях, унижающих их человеческое достоинство, наносящих вред их здоровью, их дискриминации;
    - всестороннего информирования граждан о положениях национального и иностранного законодательства, касающегося внешней трудовой миграции;
    - предоставления контактной и справочной информации о дипломатических представительствах (консульских учреждениях Республики Беларусь) в государстве трудоустройства (при их наличии) и международных организациях, осуществляющих защиту прав, свобод и законных интересов трудящихся-эмигрантов.
    Данные требования носят защитный характер и устанавливают дополнительные гарантии для белорусских граждан, которые выезжают для трудоустройства за границу.

    О налогообложении доходов, полученных от источников за пределами Беларуси

    Плательщиками подоходного налога в Республике Беларусь признаются физические лица, к которым относятся граждане Республики Беларусь, граждане либо подданные иностранного государства и лица без гражданства (подданства) (далее – плательщики).
    Для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь, объектом налогообложения подоходным налогом признаются доходы, полученные ими от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь. При этом налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь в календарном году более 183 дней.
    Соответственно, доход граждан, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь, полученный ими при осуществлении трудовой деятельности за пределами Республики Беларусь, подлежит налогообложению в Республике Беларусь.
    Такие физические лица, получившие доходы при осуществлении трудовой деятельности за пределами Республики Беларусь, в соответствии со статьей 180 Налогового кодекса Республики Беларусь обязаны не позднее 1 марта года, следующего за календарным годом, в котором получен доход, представить в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию (расчет) о полученных доходах.
    Законодательством большинства иностранных государств также предусмотрено, что доходы от осуществления трудовой деятельности, могут облагаться налогом в том иностранном государстве, в котором такая работа непосредственно осуществляется. В частности, такой порядок налогообложения предусмотрен в Российской Федерации, Германии, Великобритании, Франции, США и ряде иных государств.
    В целях избежания двойного налогообложения международные соглашения и Налоговый кодекс Республики Беларусь предусматривают, что сумма налога, удержанного в иностранном государстве с вознаграждения от работы по найму, может быть вычтена из суммы налога, исчисленного с такого дохода в Республике Беларусь, то есть, предусмотрено уменьшение подлежащего уплате в Республике Беларусь подоходного налога на сумму налога, уплаченного в иностранном государстве (зачет налога).
    Зачитываемые суммы налога, уплаченные в соответствии с законодательством иностранного государства с доходов, полученных в этом иностранном государстве, не могут превышать сумму подоходного налога, исчисленную с таких доходов в Республике Беларусь. Возврат излишне удержанных сумм подоходного налога в бюджет иностранного государства налоговыми органами Республики Беларусь не производится.
    Для проведения такого зачета плательщик обязан представить в налоговый орган Республики Беларусь по месту своей постановки на учет (по месту жительства) документы о полученном доходе и об уплате им налога в иностранном государстве, подтвержденные налоговым или иным компетентным органом этого иностранного государства.
    По письменному заявлению плательщика зачет может быть произведен налоговым органом на основании документов о полученном плательщиком доходе и об уплате им налога в иностранном государстве, подтвержденных источником выплаты дохода. Проведение зачета на основании таких документов не освобождает плательщика от обязанности представить в налоговый орган документы о полученном доходе и об уплате им налога в иностранном государстве, подтвержденных налоговым или иным компетентным органом этого иностранного государства.
    Иной порядок избежания двойного налогообложения установлен Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения, которое предусматривает не проведение такого зачета, а полное освобождение в Республике Беларусь от налогообложения дохода, полученного физическим лицом – налоговым резидентом дохода, полученного физическим лицом – налоговым резидентом Республики Беларусь от работы по найму в Республике Польша, но при условии удержания налога с такого дохода в Республике Польша.
    В соответствии с подпунктом 1.50 пункта 1 статьи 163 Налогового кодекса от подоходного налога освобождаются доходы физических лиц в виде заработной платы и другого подобного вознаграждения за работу по найму, полученные от источников за пределами Республики Беларусь в денежной форме и перечисленных на счета, открытые в банках, находящихся на территории Республики Беларусь, при представлении следующих документов:
    - договора, заключенного с иностранной (международной) организацией, о работе по найму и (или) на оказание услуг (выполнение работ),
    - документа о доходах от источников за рубежом, подтвержденного налоговым органом этого иностранного государства,
    - документа из банка Республики Беларусь, удостоверяющего зачисление доходов от источников за рубежом на счет физического лица.
    При этом, такие доходы подлежат декларированию физическими лицами.
    Более подробную информацию о налогообложении доходов, полученных от источников за пределами Республики Беларусь, граждане могут получить в Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь
    О трудоустройстве иностранных граждан в Китайскую Народную Республику

    Министерство внутренних дел Республики Беларусь предупреждает о том, что в последнее время участились случаи задержания полицией Китая гражданок Республики Беларусь, которые осуществляли трудовую деятельность на территории КНР незаконно, то есть без получения соответствующих разрешений.
    Так, 2 марта 2016 года в г. Иу провинции Чжецзян задержаны и помещены в следственный изолятор четверо гражданок Республики Беларусь. Данные гражданки пояснили, что были задержаны в одном из ночных клубов, где они работали в качестве танцовщиц без наличия рабочих виз и разрешений на работу. Предложение о работе девушки получили от гражданки Украины через социальные сети. По истечении срока содержания под стражей задержанные депортированы из КНР с запретом въезда в страну сроком на пять лет.
    Позже задержаны и помещены в места лишения свободы еще четверо белорусок по тем же основаниям.
    Типичным примером таких ситуаций является история одной гражданки Республики Беларусь. Девушка была задержана полицией г. Иу 6 июня 2016 года по причине двух нарушений китайского законодательства: занятие незаконной трудовой деятельностью (работа танцовщицей в ночном клубе без наличия соответствующей визы) и незаконное (по состоянию на 23 июня т.г. - 399 дней) нахождение на территории КНР (срок действия китайской визы истек в мае 2015 г.). Гражданка была помещена в следственный изолятор для выяснения обстоятельств и поскольку согласно Закону КНР «Об управлении въездом и выездом» не смогла выплатить штраф в размере 10000 юаней (около 1450 долларов США), вынуждена отбывать тюремное наказание в течение месяца. В Китай она была приглашена знакомым гражданином Ирака, который обеспечивал ее пребывание в Китае. Согласно информации подавляющее большинство задержанных девушек попали в Китай, получив приглашения на работу из сети Интернет: Viber, Вконтакте, а также различные китайские социальные сети.
    Представители китайских компаний-вербовщиков (часто от их лица выступают граждане Украины или России) обманным путем приглашают девушек в Китай якобы для работы в качестве манекенщиц, моделей, выступлений в творческих коллективах. При этом, они вводят их в заблуждение, что для таю го вида деятельности вполне подойдет туристическая ил и деловая виза.
    Вербовщики, как правило, работают дистанционно через Интернет. Для оформления китайских виз граждан Беларуси приглашают в Москву (несмотря на наличие Посольства КНР в г.Минске) либо рекомендуют обращаться к турфирмам-посредникам, оказывающим содействие в оформлении виз в КНР.
    По прибытии в Китай такой китайский работодатель, пользуясь зависимым положением девушек, а также незнанием ими китайского языка, выставляет им неприемлемые требования, иногда склоняя их к занятию проституцией. В случае отказа, он не выполняет условия составленного на месте (фиктивного) договора в части заработной платы, оформления визы, предоставления жилья, часто изымает паспорта и др.
    С учетом изложенного Министерство внутренних дел настоятельно рекомендует ознакомиться с нижеприведенной информацией о порядке трудоустройства в Китае гражданам, которые намереваются выехать туда в целях осуществления трудовой деятельности.
    Предварительный этап трудоустройства
    В последние годы китайское законодательство, касающееся возможности трудоустройства иностранных граждан, претерпевает изменения в сторону ужесточения. Это вызвано увеличивающимся потоком в КНР иностранных граждан, ростом конкуренции на рынке труда, общим ужесточением миграционной политики китайского государства.
    Для планирования оптимального количества трудовых мигрантов Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР совместно с другими ведомствами страны ежегодно определяет перечень допустимых работ для иностранных граждан и критерии их приема на работу. Вместе с тем, общим требованием законодательства для всех нанимателей КНР при приеме на работу иностранцев является отсутствие или острая нехватка местных специалистов или их недостаточная квалификация. Таким образом, работодатель имеет право принять на работу иностранца только при острой необходимости, когда на местном рынке труда имеется недостаток в конкретных специалистах и при условии, что данные профессии (должности) не нарушают соответствующих государственных ограничений.
    Кроме того при приеме на работу должны быть обеспечены следующие требования:
    -    наличие китайского работодателя, желающего принять иностранца к себе на работу;
    -    наличие у кандидата обязательных для выполнения предлагаемой работы профессиональных навыков и практического опыта;
    -    достижение им18-летнего возраста;
    -хорошее состояние здоровья (после прибытия в КНР требуется прохождение медкомиссии);
    -    отсутствие судимости;
    -наличие действительного паспорта или другого международного проездного документа, заменяющего паспорт.
    В процессе согласования трудоустройства китайский работодатель обязан заполнить Форму заявления о трудоустройстве иностранца и представить ее в компетентный орган КНР вместе со следующими документами:
    -    резюме принимаемого на работу иностранного гражданина;
    -    письмо о намерении принять на работу иностранного гражданина;
    -    пояснение о причинах приема на работу иностранного гражданина;
    -    удостоверение (диплом, сертификат), подтверждающее наличие у кандидата специальных навыков (квалификации), необходимых для выполнения работы;
    -    сведения о состоянии здоровья иностранного гражданина;
    -иные документы, предусмотренные законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами.
    После утверждения компетентным отраслевым органом КНР указанного заявления работодатель обязан подать документы на трудоустройство иностранца в орган административного управления в сфере труда по месту нахождения работодателя. В соответствии с рекомендациями центральных отраслевых органов и спросом на местном рынке труда проводится анализ заявки и в случае ее обоснованно ста работодателю выдается лицензия Министерства труда КНР (Alien Employment License). Предприятия с участием иностранных инвестиций имеют право напрямую обращаться в местный орган выдачи лицензий в сфере труда.
    Иностранный гражданин может быть освобожден от получения лицензии если:
    -    осуществляется его прием на работу в рамках реализации проектов сотрудничества и обмена между КНР и другим государством в соответствии с договором (соглашением), заключенным КНР с правительством другого государства или международной организацией;
    -    иностранный гражданин является генеральным представителем или представителем в аккредитованном на территории КНР представительстве иностранного предприятия.
    Заработная плата, выплачиваемая работодателем принятому на работу иностранному гражданину, не может быть ниже минимального размера оплаты труда на данной территории. В соответствии с Законом КНР «О социальном страховании» иностранные граждане и их работодатели обязаны уплачивать взносы на базовое пенсионное страхование, базовое медицинское страхование, страхование от безработицы, страхование от производственных травм и страхование на случай беременности и родов.
    Разрешение трудовых споров, возникающих между принятым на работу иностранным гражданином и работодателем, осуществляется в соответствии с Законом КНР «О труде» и Законом КНР «О медиации и арбитраже трудовых споров».
    Получение визы
    Для трудоустройства в Китае иностранные граждане обязаны получить визу категории Z. дающую право на трудовую деятельность.
    Работодатель, имеющий разрешение на трудоустройство иностранного гражданина, должен направить принимаемому на работу иностранному гражданину лицензию и письмо-приглашение через уполномоченную организацию (официального визового агента). Направление лицензии напрямую иностранному гражданину  не допускается.
    Иностранный гражданин, имеющий на руках лицензию на трудоустройство и письмо-приглашение от китайской компании, должен обратиться с паспортом в дипломатическое представительство КНР за рубежом с заявлением о получении профессиональной (рабочей) визы Z (или R - в случае приглашения государственными органами редких высококвалифицированных специалистов).
    Исключение.
    Иностранные граждане могут быть освобождены от получения лицензии при наличии одного из следующих обстоятельств:
    1)    иностранные технические специалисты и специалисты в сфере менеджмента (управления), которые принимаются на работу и которые будут получать заработную плату напрямую от Правительства КНР, а также иностранные технические и специалисты в сфере менеджмента (управления), имеющие высокие технические звания или соответствующие удостоверения (сертификаты, дипломы), подтверждающие наличие специальных навыков и признаваемые иностранным или международным ведомством в сфере техники или отраслевой ассоциацией, а также имеющие свидетельство иностранного эксперта, выданное Бюро по делам иностранных экспертов КНР;
    2)    иностранные граждане, работающие в сфере коммерческих культурно-художественных представлений (творческие работники) и
    имеющие временное разрешение на проведение коммерческих представлений, выданное Министерством культуры КНР.
    В указанных случаях рабочая виза выдается на основании письма канцелярии по иностранным делам соответствующей провинции, письма- приглашения от уполномоченной организации и документов, подтверждающих ее регистрацию в органах торгово-промышленной администрации; разрешительных документов Министерства культуры КНР.
    Таким образом, иностранные граждане, имеющие туристические визы, а также граждане, направляющиеся в КНР на учебу или практику, по культурному обмену или с деловыми целями, "родственники, являющиеся иждивенцами имеющих право на трудоустройство в КНР иностранных граждан, не могут быть принятыми на работу в КНР.
    Оформление иностранцем документов после прибытия в КНР. Свидетельство на трудовую деятельность.
    После прибытия иностранца в Китай работодатель в течение 15 дней со дня въезда обязан обратиться в орган выдачи лицензий для оформления ему свидетельства на трудовую деятельность (Alien Employment Permit) и Формы регистрации трудоустройства иностранного гражданина.
    Свидетельство оформляется на основании лицензии и заключенного трудового договора между нанимателем и работником (срок дога юра не может превышать 5 лет, но может перезаключаться) и действует только в пределах территории, установленной органом выдачи лицензий.
    В течение 30 дней со дня въезда на территорию КНР иностранный гражданин, оформивший свидетельство на трудовую деятельность, обязан обратиться с данным документом в местный орган общественной безопасности для оформления разрешения на проживание (Residenсе Perm it, вклеивается в паспорт). Срок действия разрешения на проживание в КНР, как правило, определяется по cpoкy действия свидетельства, и составляет не менее 90 дней, но не более 5 лет.
    Органы административного управления в сфере труда проводят ежегодную проверку свидетельств. Работодатель обязан ежегодно (не менее чем за 30 дней до дня истечения годового срока работы) обращаться в орган выдачи лицензий для проведения ежегодных проверок свидетельства. В случае если проверка не была проведена, свидетельство автоматически прекращает свое действие.
    По истечению срока действия трудового договора одновременно прекращает действие свидетельство иностранного гражданина. При необходимости работодатель должен в течение 30 дней со дня окончания действия прежнего трудового договора обратиться в орган административного управления в сфере труда с заявлением о продлении срока найма и пройти процедуру по продлению свидетельства.
    После окончательного расторжения трудового договора работодатель обязан своевременно проинформировать об этом органы труда и общественной безопасности, возвратить свидетельство иностранного гражданина и его документы, дающие право на проживание в КНР, а также оформить в органе общественной безопасности выезд данного лица за рубеж.
    В случае отказа иностранного гражданина от проведения проверки свидетельства, самовольного изменения работодателя, самовольного изменения рода деятельности, самовольного продления срока трудоустройства, орган административного управления в сфере труда изымает (аннулирует) свидетельство данного иностранного гражданина, а также направляет в орган общественной безопасности предложение об аннулировании документов, дающих право на проживание иностранному гражданину на территории КНР. При необходимости административного выдворения, расходы несет работодатель или иностранный гражданин.
    С иностранным гражданином, у которого орган общественной безопасности аннулировал право проживания на территории КНР в связи с нарушением законодательства КНР, работодатель обязан расторгнуть трудовой договор, а орган труда обязан аннулировать свидетельство данного иностранного гражданина.
    Санкции в отношении иностранных граждан, связанные с незаконным трудоустройством
    В случае выявления фактов незаконного трудоустройства иностранцев китайские граждане и юридические лица обязаны незамедлительно информировать органы общественной безопасности страны.
    Незаконной работой в КНР признается:
    - работа при отсутствии действительных документов на трудоустройство (у нанимателя - лицензии, у работника- свидетельства) и разрешения на проживание в связи с работой в КНР;
    - работа за пределами территории, указанной в документах на трудоустройство (при выезде иностранного гражданина за пределы территории, подведомственной первоначальному органу выдачи лицензии или при изменении работодателя, или при изменении рода занятий иностранный гражданин обязан заново оформить лицензию и свидетельство);
    - работа у работодателя, не указанного в свидетельстве на трудоустройство (т.е. работодатель, на работе у которого находится иностранный гражданин в КНР, должен быть тем работодателем, которой указан в свидетельстве данного иностранного гражданина);
    - работа, выходящая за пределы срока или должности, предусмотренная правилами совмещения работы и учебы в КНР для иностранных студентов.
    Справочно: каждый ВУЗ по решению Министерства образования КНР определяет правила совмещения иностранными студентами учебы и труда, а также принимает положения об ограничении перечня должностей и сроков совмещения учебы и труда. Студенты обязаны строго придерживаться требований вуза и Министерства образования. При необходимости в прохождении практики или работе вне учебного заведения иностранный гражданин, имеющий докyменты на проживание в связи с учебой, после получения согласия вуза обязан обратиться в управление въезда-выезда органа общественной безопасности с заявлением о дополнительном внесении в документы на проживание данных о месте и сроках работы вне учебного заведения или прохождения практики.
    Трудоустройство иностранного гражданина в КНР признается незаконным при отсутствии разрешения на проживание в связи с работой или при отсутствии у него разрешения на трудоустройство вне зависимости от того, был ли с иностранным гражданином заключен трудовой договор.
    В случае самовольного трудоустройства иностранного гражданина на территории КНР или самовольного найма иностранного гражданина к нему применяются следующие административные санкции:
    - штраф в размере от 5000 до 20000 юаней). При наличии отягчающих обстоятельств - арест на срок от 5 до 15 дней, а также штраф от 5000 до 20000 юаней.
    В случае незаконного найма иностранных граждан к работодателю применяется штраф в пределах от 10000 юаней до 100000 юаней. Незаконно полученный доход подлежит конфискации.

    Информация для юридических лиц, нанимающих на работу иностранных граждан

    1. Порядок привлечения в Республику Беларусь иностранной рабочей силы

    2. Инструкция о порядке выдачи разрешительных документов на право осуществления трудовой деятельности в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, утвержденная постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 24 июня 2016 г. N 173

    3. Трудоустройство граждан Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Армения и Кыргызской Республики в Республике Беларусь

    4. Привлечение граждан Азербайджанской Республики

    5. Ответственность за нарушение требований законодательства Республики Беларусь, регулирующего привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы

    6. Реквизиты для зачисления государственной пошлины за выдачу (однократное продление) специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь.

    1. Порядок привлечения в Республику Беларусь иностранной рабочей силы

    Отношения в области внешней трудовой миграции, связанные с трудоустройством и осуществлением трудовой деятельности в Республике Беларусь по трудовым договорам с нанимателями Республики Беларусь иностранцами, не имеющими разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, регулируются Законом Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» (далее-Закон).

    Действие Закона не распространяется на отношения, связанные с трудоустройством и осуществлением трудовой деятельности в Республике Беларусь иностранцами:

    - которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита либо убежище в Республике Беларусь;

    - ходатайствующими о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь;

    - приглашенными в Республику Беларусь на срок не более девяноста суток для чтения курса лекций или выполнения другой учебной работы в учреждениях образования Республики Беларусь, обеспечивающих получение высшего образования, повышение квалификации и (или) переподготовку кадров, либо для проведения монтажа (шефмонтажа) оборудования и (или) оказания услуг по обучению персонала эксплуатации этого оборудования;

    - работающими в дипломатических представительствах, консульских учреждениях иностранных государств, представительствах и (или) органах международных организаций или межгосударственных образований, аккредитованных в Республике Беларусь;

    - аккредитованными в Республике Беларусь в качестве журналистов иностранных средств массовой информации;

    являющимися руководителями представительств иностранных организаций;

    - являющимися священнослужителями, приглашенными религиозными объединениями, зарегистрированными в установленном порядке на территории Республики Беларусь, для занятия религиозной деятельностью;

    - проходящими производственную практику в соответствии с программами, образовательными стандартами по специальности, учебными планами и учебными программами учреждений образования Республики Беларусь;

    - получающими высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраивающимися по получаемой специальности;

    - получившими высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраивающимися по полученной специальности и присвоенной квалификации в течение одного года после получения специальности и присвоения квалификации;

    являющимися лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

    - трудоустраивающимися в ином порядке, определенном международными договорами Республики Беларусь.

    В соответствии с указанным Законом трудящийся-иммигрант – иностранец, не имеющий разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, въехавший в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь либо осуществляющий такую деятельность в Республике Беларусь.

    Осуществление трудящимися-иммигрантами трудовой деятельности в Республике Беларусь допускается в соответствии с трудовым законодательством Республики Беларусь с учетом особенностей, установленных вышеуказанным Законом, если занятие свободных рабочих мест (вакансий) не может быть обеспечено гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь.

    Трудящиеся-иммигранты осуществляют трудовую деятельность в Республике Беларусь при условии наличия специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее – специальное разрешение) и заключения трудового договора.

    Специальное разрешение выдается иностранцу по ходатайству нанимателя Республики Беларусь. При осуществлении трудовой деятельности у нескольких нанимателей Республики Беларусь иностранцы, не имеющие разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, обязаны оформить специальное разрешение для работы у каждого из них.

    Для использования труда иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, в количестве, превышающем десять человек, (за исключением иностранцев, являющихся высококвалифицированными работниками и привлекаемых в качестве руководителей коммерческих организаций, в создании которых они участвовали (в качестве собственника имущества, учредителя, участника) наниматель Республики Беларусь обязан получить в Департаменте по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь разрешение на привлечение иностранной рабочей силы.

    Об административных процедурах, осуществляемых в электронной форме

    Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.07.2017 №529 «Об административных процедурах, подлежащих осуществлению в электронной форме» установлены перечни административных процедур, подлежащих осуществлению в электронной форме через единый портал электронных услуг в отношении граждан, а также в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данные изменения вступили в силу с 15.07.2017.

    В настоящее время проводятся мероприятия по переводу в электронную форму административных процедур по следующим заявлениям граждан:

    -регистрация иностранного гражданина и лица без гражданства (далее-иностранец), временно пребывающих в Республике Беларусь;

    -выдача гражданину Республики Беларусь и иностранцу, постоянно проживающим в Республике Беларусь, документа о приглашении иностранца в Республику Беларусь.

    В настоящее время проводятся мероприятия по созданию условий для подачи в электронной форме заявлений на выдачу специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь в отношении иностранца. Подавать такие заявления через единый портал электронных услуг представители юридических лиц и индивидуальные предприниматели смогут с января 2018 года.

    В 2019 году будет реализовано согласование в электронной форме приглашений иностранцев на обучение.

    При этом будет сохранена возможность личного обращения граждан, представителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в подразделения по гражданству и миграции органов внутренних дел для осуществления указанных административных процедур.

    Порядок организации работы по выдаче разрешения на привлечение иностранной рабочей силы и специального разрешения, внесению в них изменений, однократному продлению срока их действия и их аннулированию, сроки их выдачи и действия, а также размер платы, взимаемой за выдачу, определены

    постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»

    инструкцией о порядке организации работы по выдаче разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, внесения в них изменений, однократного продления срока их действия и их аннулирования, утвержденной Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 24.06.2016 № 173 «О порядке выдачи разрешительных документов на право осуществления трудовой деятельности в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства».

    · Для получения специального разрешения наниматель Республики Беларусь представляет в управление по гражданству и миграции УВД Гомельского облисполкома следующие документы:

    - заявление;

    - копию паспорта иностранца или иного документа, его заменяющего, предназначенного для выезда за границу и выданного соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства;

    - для высококвалифицированных специалистов - документы об образовании и стаже работы по специальности не менее пяти лет, подтверждающие наличие высокого уровня профессиональных знаний, умений и навыков, – для высококвалифицированных работников

    - документ, подтверждающий внесение платы (государственная пошлина в размере 5 базовых величин).

    · Для однократного продления срока действия специального разрешения:

    - заявление;

    - копию паспорта иностранца или иного документа, его заменяющего, предназначенного для выезда за границу и выданного соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства;

    - документ, подтверждающий внесение платы (государственная пошлина в размере 3 базовых величин)

    · Для внесения изменений в специальное разрешение:

    - заявление

    - копии документов, подтверждающих необходимость внесения изменений

    - специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью, в которое требуется внести изменения.

    Документы можно подать в управление по гражданству и миграции УВД Гомельского облисполкома с понедельника по пятницу с 8.00 до 13.00 по адресу: г. Гомель, проспект Ленина 45а. кабинет 31.

    · Для получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы наниматель Республики Беларусь представляет в Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь следующие документы:

    - заявление;

    - копии документов, подтверждающих государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя (для резидентов Республики Беларусь), легализованная выписка из торгового реестра страны происхождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны происхождения (для нерезидентов Республики Беларусь);

    - проект трудового договора с иностранным гражданином или лицом без гражданства, заверенный подписью руководителя и печатью;

    - гарантийное письмо, подтверждающее возможность размещения иностранных граждан и лиц без гражданства;

    - документ, подтверждающий внесение платы (государственная пошлина в размере 5 базовых величин).

    · Для однократного продления срока действия разрешения:

    - заявление;

    - документ, подтверждающий внесение платы.

    · Для внесения изменений в разрешение:

    - заявление;

    - копии документов, подтверждающих необходимость внесения изменений;

    - разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, в которое требуется внести изменения.

    Документы можно подать в Департамент по гражданству и миграции с понедельника по четверг с 9.00 до 13.00 по адресу: г. Минск, ул. Городской Вал, д. 4, подъезд № 3.

    В связи с тем, что вопросы трудовых отношений относятся к компетенции Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, за более подробной информацией необходимо обращаться в указанное министерство (официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by)

    Скачать образцы заявлений в Word

    2. ИНСТРУКЦИЯ о порядке организации работы по выдаче разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, внесения в них изменений, однократного продления срока их действия и их аннулирования

    ГЛАВА 1

    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. Настоящая Инструкция определяет порядок организации работы по выдаче разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы (далее, если не указано иное, – разрешение), специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее, если не указано иное, – специальное разрешение), внесения в них изменений, однократного продления срока их действия и их аннулирования.

    В настоящей Инструкции используются основные термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2010 года «О внешней трудовой миграции» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 4, 2/1777).

    2. Использование труда иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, в том числе временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь (далее, если не указано иное, – иностранцы), в количестве, превышающем десять человек (за исключением иностранцев, являющихся высококвалифицированными работниками и привлекаемых в качестве руководителей коммерческих организаций, в создании которых они участвовали (в качестве собственника имущества, учредителя, участника) (далее – руководитель коммерческой организации), осуществляется нанимателем Республики Беларусь на основании разрешения, которое выдается Департаментом по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее – Департамент по гражданству и миграции).

    ГЛАВА 2

    ПОРЯДОК ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЯ, ВНЕСЕНИЯ В НЕГО ИЗМЕНЕНИЙ, ОДНОКРАТНОГО ПРОДЛЕНИЯ СРОКА ЕГО ДЕЙСТВИЯ И ЕГО АННУЛИРОВАНИЯ

    3. Для получения разрешения, внесения в него изменений, однократного продления срока его действия наниматель Республики Беларусь либо его представитель подает в Департамент по гражданству и миграции заявление, а также другие документы, предусмотренные перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 119, 1/11590), единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 35, 5/35330).

    Заявление о выдаче разрешения представляется по форме согласно приложению 1 к настоящей Инструкции.

    Заявление об однократном продлении срока действия разрешения представляется по форме согласно приложению 2 к настоящей Инструкции.

    4. Департамент по гражданству и миграции при рассмотрении заявления принимает в соответствии со статьей 24 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 года «Об основах административных процедур» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 264, 2/1530) одно из следующих административных решений:

    об отказе в принятии заявления;

    о выдаче (однократном продлении срока действия, внесении изменений) разрешения;

    об отказе в выдаче (однократном продлении срока действия, внесении изменений) разрешения.

    5. Решение об отказе в принятии заявления принимается Департаментом по гражданству и миграции в случаях, предусмотренных статьей 17 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур».

    6. Департамент по гражданству и миграции принимает решение об отказе в выдаче (однократном продлении срока действия, внесении изменений) разрешения по основаниям, предусмотренным статьей 25 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур».

    7. О принятом административном решении, предусмотренном пунктом 4 настоящей Инструкции, наниматель Республики Беларусь уведомляется в соответствии со статьей 27 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур».

    8. Выдача разрешения осуществляется Департаментом по гражданству и миграции при наличии заключения о возможности привлечения в Республику Беларусь иностранцев для осуществления трудовой деятельности на ее территории комитета по труду, занятости и социальной защите областных, Минского городского исполнительных комитетов (далее – орган по труду, занятости и социальной защите).

    Для получения заключения о возможности привлечения в Республику Беларусь иностранцев для осуществления трудовой деятельности на ее территории Департамент по гражданству и миграции направляет запрос в орган по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения (регистрации по месту жительства) нанимателя Республики Беларусь.

    9. Решения, предусмотренные пунктом 4 настоящей Инструкции, оформляются заключением, которое утверждается начальником Департамента по гражданству и миграции, а в его отсутствие – лицом, исполняющим его обязанности.

    10. Разрешение оформляется Департаментом по гражданству и миграции по форме согласно приложению 3 к настоящей Инструкции.

    При невозможности указания всех профессий рабочих или должностей служащих, привлекаемых для работы нанимателем Республики Беларусь иностранцев, к бланку оформленного разрешения дополнительно прилагается перечень профессий рабочих или должностей служащих иностранных граждан и лиц без гражданства, привлекаемых для работы нанимателем Республики Беларусь (далее – перечень), по форме согласно приложению 4 к настоящей Инструкции, который является неотъемлемой частью разрешения.

    Разрешение и перечень к нему являются документами с определенной степенью защиты, оформляются в двух экземплярах, один из которых выдается нанимателю Республики Беларусь либо его представителю под роспись, второй экземпляр хранится в Департаменте по гражданству и миграции.

    11. Разрешение и перечень (при его оформлении) подписываются начальником Департамента по гражданству и миграции, а в его

    отсутствие – лицом, исполняющим его обязанности, и заверяются печатью Департамента по гражданству и миграции.

    12. Для однократного продления срока действия разрешения наниматель Республики Беларусь либо его представитель обращается в Департамент по гражданству и миграции не позднее чем за 15 дней и не ранее чем за два месяца до истечения срока действия ранее выданного разрешения.

    По истечении указанного срока наниматель Республики Беларусь либо его представитель обращается в Департамент по гражданству и миграции за получением нового разрешения в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

    13. Не допускается внесение изменений в разрешение по количеству, странам проживания и профессиям рабочих или должностям служащих, привлекаемых для работы иностранцев.

    При внесении изменений в разрешение нанимателю Республики Беларусь выдается разрешение, оформленное на новом бланке с отметкой о дате внесения в него изменений.

    14. Разрешение может быть аннулировано или аннулируется Департаментом по гражданству и миграции по основаниям, предусмотренным статьей 28 Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции».

    Решение об аннулировании разрешения оформляется заключением, которое утверждается начальником Департамента по гражданству и миграции, а в его отсутствие – должностным лицом, исполняющим его обязанности.

    Департамент по гражданству и миграции в течение трех рабочих дней направляет нанимателю Республики Беларусь, разрешение которого аннулировано, уведомление об аннулировании разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы по форме согласно приложению 5 к настоящей Инструкции.

    Разрешение считается аннулированным со дня, указанного в заключении об аннулировании разрешения.

    Копия заключения об аннулировании разрешения в течение трех рабочих дней со дня его утверждения направляется в подразделение по гражданству и миграции главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управление внутренних дел областного исполнительного комитета (далее – подразделение по гражданству и миграции).

    15. Учет заявлений и решений о выдаче (однократном продлении срока действия, внесении изменений) разрешений и их аннулировании осуществляется Департаментом по гражданству и миграции в электронном (автоматизированном) виде в день принятия соответствующего решения.

    ГЛАВА 3

    ПОРЯДОК ВЫДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗРЕШЕНИЯ, ВНЕСЕНИЯ В НЕГО ИЗМЕНЕНИЙ, ОДНОКРАТНОГО ПРОДЛЕНИЯ СРОКА ЕГО ДЕЙСТВИЯ И ЕГО АННУЛИРОВАНИЯ

    16. Для получения специального разрешения, внесения в него изменений, однократного продления срока его действия наниматель Республики Беларусь либо его представитель подает в подразделение по гражданству и миграции заявление, а также другие документы, предусмотренные перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Специальное разрешение выдается в отношении иностранца, не имеющего разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, при наличии заключения о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности по трудовому договору в Республике Беларусь, выданного органом по труду, занятости и социальной защите, за исключением случая выдачи специального разрешения в отношении иностранца, привлекаемого в качестве руководителя коммерческой организации.

    Заявление о выдаче специального разрешения подается в подразделение по гражданству и миграции по месту нахождения (регистрации по месту жительства) нанимателя Республики Беларусь по следующим формам:

    о выдаче специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (за исключением иностранного гражданина или лица без гражданства, являющихся высококвалифицированными работниками) согласно приложению 6 к настоящей Инструкции;

    о выдаче специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, являющихся высококвалифицированными работниками согласно приложению 7 к настоящей Инструкции.

    17. Подразделение по гражданству и миграции при рассмотрении заявления принимает в соответствии со статьей 24 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур» одно из следующих административных решений:

    об отказе в принятии заявления;

    о выдаче (однократном продлении срока действия, внесении изменений) специального разрешения;

    об отказе в выдаче (однократном продлении срока действия, внесении изменений) специального разрешения.

    18. Решение об отказе в принятии заявления принимается подразделением по гражданству и миграции в случаях, предусмотренных статьей 17 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур».

    19. Подразделение по гражданству и миграции принимает решение об отказе в выдаче (однократном продлении срока действия, внесении изменений) специального разрешения по основаниям, предусмотренным статьей 25 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур».

    20. О принятом административном решении, предусмотренном пунктом 17 настоящей Инструкции, наниматель Республики Беларусь уведомляется в соответствии со статьей 27 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур».

    21. Специальное разрешение оформляется подразделением по гражданству и миграции по следующим формам:

    в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства согласно приложению 8 к настоящей Инструкции;

    в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, являющихся высококвалифицированными работниками, согласно приложению 9 к настоящей Инструкции.

    Специальное разрешение является документом с определенной степенью защиты, оформляется в двух экземплярах, один из которых выдается нанимателю Республики Беларусь либо его представителю под роспись, второй экземпляр хранится в подразделении по гражданству и миграции.

    22. Для получения заключения о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности по трудовому договору в Республике Беларусь подразделение по гражданству и миграции направляет запрос в орган по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения свободного рабочего места (вакансии).

    23. Для однократного продления срока действия специального разрешения наниматель Республики Беларусь либо его представитель обращается в подразделение по гражданству и миграции не позднее чем за 15 дней и не ранее чем за два месяца до истечения срока действия ранее выданного специального разрешения.

    24. Не допускается внесение изменений в специальное разрешение по профессии рабочего или должности служащего иностранца.

    При внесении изменений нанимателю Республики Беларусь выдается специальное разрешение, оформленное на новом бланке.

    25. При изменении места нахождения (регистрации по месту жительства) наниматель Республики Беларусь или его представитель обращается в подразделение по гражданству и миграции по новому месту нахождения (регистрации по месту жительства) нанимателя Республики Беларусь в месячный срок со дня наступления таких событий для внесения изменений в специальное разрешение.

    26. После выдачи нанимателю Республики Беларусь или его представителю специального разрешения, оформленного на новом бланке, подразделение по гражданству и миграции по новому месту нахождения (регистрации по месту жительства) нанимателя Республики Беларусь в течение 5 рабочих дней направляет ранее выданное специальное разрешение в подразделение по гражданству и миграции по предыдущему месту нахождения (регистрации по месту жительства) нанимателя Республики Беларусь.

    27. Специальное разрешение может быть аннулировано или аннулируется подразделением по гражданству и миграции по основаниям, предусмотренным статьей 31 Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции».

    Решение об аннулировании специального разрешения оформляется заключением, которое утверждается начальником подразделения по гражданству и миграции, а в его отсутствие – лицом, исполняющим его обязанности.

    28. Подразделение по гражданству и миграции направляет нанимателю Республики Беларусь, специальное разрешение которого аннулировано, уведомление об аннулировании специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, в том числе являющегося высококвалифицированным работником, по форме согласно приложению 10 к настоящей Инструкции за исключением случаев, предусмотренных абзацами пятым и шестым части второй статьи 31 Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции».

    Разрешение считается аннулированным со дня, указанного в заключении об аннулирования специального разрешения.

    Решение об аннулировании специального разрешения в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется нанимателю Республики Беларусь.

    29. Учет заявлений и решений о выдаче (однократном продлении срока действия, внесении изменений) специальных разрешений и их аннулировании осуществляется подразделением по гражданству и миграции в электронном (автоматизированном) виде в день принятия соответствующего решения.

    Учет аннулированных специальных разрешений по основаниям, предусмотренным частью первой и абзацами вторым и третьем части второй статьи 31 Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции», осуществляется путем внесения в электронный учет информации, подтверждающей наличие данных оснований.

    3. Трудоустройство граждан Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Армения и Кыргызской Республики в Республике Беларусь

    Согласно Решению Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантиях» и Договору между Республикой Беларусь и Российской Федерацией «О равных правах граждан» от 25 декабря 1998 г. Республика Беларусь и Российская Федерация обеспечивают гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях Республики Беларусь и Российской Федерации.

    Документы, выданные в Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются в Республике Беларусь без легализации.

    Граждане Российской Федерации, осуществляющие трудовую деятельность на территории Республики Беларусь, имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений.

    Их трудовая деятельность регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде Республики Беларусь.

    Исчисление трудового стажа граждан Российской Федерации производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

    Возраст, с которого допускается прием граждан на работу, определяется законодательством Республики Беларусь.

    При высвобождении работника – гражданина Российской Федерации в связи с сокращением численности или штата ему предоставляются льготы и компенсации, установленные законодательством о труде Республики Беларусь.

    Все виды пособий и выплат гражданам Российской Федерации, работающим на территории Республики Беларусь, в случаях временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, отпуска по уходу за ребенком и в других случаях предоставляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

    Все расходы, связанные с предоставлением указанных пособий и выплат гражданам Российской Федерации, осуществляющих трудовую деятельность в Республике Беларусь, несет Республика Беларусь.

    Вопросы трудоустройства граждан Республики Казахстан, Республики Армения, Кыргызской Республики, равно как и граждан Российской Федерации, в Республике Беларусь регулируются Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, вступившим в силу 1 января 2015 года (Договор о присоединении Республики Армения к указанному Договору вступил в силу 2.01.2015г., а Договор о присоединении Кыргызской Республики – 12.08.2015г.).

    В частности:

    - трудящиеся указанных государств осуществляют трудовую деятельность на основании трудового или гражданско-правового договора без получения специального разрешения на осуществление трудовой деятельности на территории Республики Беларусь (п. 1 статьи 97);

    - граждане указанных государств, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства (граждане Республики Армения и Кыргызской Республики при условии заключения в течение пяти дней с момента въезда в Республику Беларусь трудовых или гражданско-правовых договоров с работодателем или заказчиком работ (услуг)) и члены их семьи освобождаются от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в уполномоченных органах Республики Беларусь в течение 30 суток с даты въезда на территорию Республики Беларусь (п. 6 статьи 97);

    - в случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию Республики Беларусь трудящиеся имеют право без выезда с территории государства трудоустройства в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор (п. 9 статьи 97);

    - по требованию трудящегося (в том числе бывшего работника) работодатель (заказчик работ (услуг)) обязан на безвозмездной основе выдать ему справку с указанием профессии (специальности, квалификации и должности), периода работы и размера заработной платы в сроки, установленные законодательством государства трудоустройства (п. 7 статьи 98);

    - социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства (п. 3 статьи 98);

    - право трудящихся государств-членов и членов семей на получение скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) и иной медицинской помощи регулируется в порядке согласно приложению № 30 к Договору, а также законодательством Республики Беларусь (п. 4 статьи 98);

    - доходы трудящегося, полученные им в результате осуществления трудовой деятельности, подлежат налогообложению в соответствии с законодательством Республики Беларусь с учетом положений статьи 73 «Налогообложение доходов физических лиц» Договора (п. 10 статьи 98).

    4. Привлечение граждан Азербайджанской Республики

    В соответствии со ст. 18 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о трудовой деятельности и социальной защите граждан Республики Беларусь, временно работающих на территории Азербайджанской Республики, и граждан Азербайджанской Республики, временно работающих на территории Республики Беларусь при завершении трудящимся-мигрантом трудовой деятельности или при досрочном расторжении трудового договора работодатель на основе согласованной Сторонами формы выдает трудящемуся-мигранту документ, включающий сведения о продолжительности трудовой деятельности и ее оплате (с указанием размера заработной платы за каждый месяц), а также о выплате подоходного налога с заработной платы, заверенный печатями работодателя и уполномоченного органа Стороны трудоустройства.

    В целях реализации данной нормы Соглашения Министерством внутренних дел разработана и согласована с заинтересованными республиканскими органами государственного управления форма Справки о продолжительности трудовой деятельности и ее оплате, а также об удержании подоходного налога с заработной платы (дохода) (прилагается)

    Протокол о согласовании данной Справки подписан Министром внутренних дел Республики Беларусь и Министром труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики 3 и 15 мая 2013 года соответственно.

    В данной связи при привлечении на работу граждан Азербайджанской Республики и при завершении ими трудовой деятельности или при досрочном расторжении трудового договора работодатель выдает согласованную Сторонами Справку, которая должна быть заверена печатью Управления по гражданству и миграции УВД облисполкома.

    Скачать образец справки в Word

    5. Ответственность за нарушение требований законодательства Республики Беларусь, регулирующего привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы.

    За нарушение требований законодательства Республики Беларусь, регулирующего привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, виновные лица привлекаются к ответственности, установленной законодательными актами Республики Беларусь.

    Так, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства порядка занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь в соответствии с частью первой статьи 23.55. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП Республики Беларусь) влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин или депортацию.

    В соответствии с частью шестой статьи 23.55. КоАП Республики Беларусь деяния, предусмотренные частью первой указанной статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от десяти до ста базовых величин с депортацией или без депортации или депортацию.

    Наниматель Республики Беларусь за использование иностранного гражданина или лица без гражданства для осуществления трудовой, предпринимательской или иной деятельности с нарушением установленного порядка привлекается к административной ответственности, установленной частью четвертой статьи 23.55. КоАП Республики Беларусь, что влечет к предупреждению или наложению штрафа в размере до двадцати базовых величин.

    Согласно части пятой статьи 23.55. КоАП Республики Беларусь деяния, предусмотренные частью четвертой указанной статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.

    Согласно статьи 23.16. КоАП Республики Беларусь непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влекут предупреждение или наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.

    6. Реквизиты для зачисления государственной пошлины за выдачу (однократное продление) срока действия специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь

    Счет казначействаBY95AKBB36029140100010000000

    Наименование банка – г.Минск, ОАО АСБ «Беларусбанк»

    Код банкаAKBBBY2X

    УНП бенефициара – 400012968

    Наименование налогового органа, осуществляющего контроль за уплатой платежей – ИМНС РБ по Центральному району г.Гомеля

    Код платежа – 03001 (для юридич. лиц), 03002 (для ИП)

    Назначение платежа:

    плата за выдачу специального разрешения (5 базовых величин);

    плата за продление специального разрешения (3 базовые величины).

ОПРОС
Безопасность дорожного движения зависит, в первую очередь, от:

знаний правил дорожного движения пешеходами
культуры вождения владельцев авто
эффективности работы сотрудников ГАИ
своевременного ремонта дорог
от каждого из нас