ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ:
+375(232)70-15-15
Режим работы УВД Гомельского облисполкома:
г. Гомель ул. Коммунаров, 3 индекс 246050, с 9:00 до 13:00 и с 14:00 до 18:00
Оперативно-дежурная служба: круглосуточно, телефон 102


Управление по гражданству и миграции
  • Информация по вынужденной миграции
    ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА СТАТУСА БЕЖЕНЦА, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, УБЕЖИЩА И ВРЕМЕННОЙ ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

    ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 23 июня 2008 г. N 354-З

    О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА СТАТУСА БЕЖЕНЦА, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, УБЕЖИЩА И ВРЕМЕННОЙ ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

    Принят Палатой представителей 14 мая 2008 года

    Одобрен Советом Республики 4 июня 2008 года

    Настоящий Закон определяет основания и порядок предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее, если не определено иное, – иностранцы) статуса беженца, дополнительной защиты, убежища и временной защиты в Республике Беларусь, основания утраты статуса беженца, дополнительной защиты и убежища, основания аннулирования статуса беженца или дополнительной защиты, основания лишения убежища, а также устанавливает правовые, экономические и социальные гарантии защиты прав и законных интересов иностранцев, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь (далее – иностранцы, ходатайствующие о защите), и иностранцев, которым предоставлены статус беженца, дополнительная защита, убежище или временная защита в Республике Беларусь.

     Загрузить полную версию в doc формате

    СПРАВКА О РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УБЕЖИЩА

    В начале 1990-х годов миграция населения на территории бывшего Советского Союза претерпела фундаментальные изменения и приобрела неуправляемый массовый характер. Разрыв связей, сложившихся годами во всех сферах жизни, возникновение очагов вооруженных конфликтов, обострение националистических настроений, проявления насилия и другие факторы привели к тому, что миграционные перемещения в значительной степени стали вынужденными, порой драматическими для миллионов людей.

    В соответствии со статьей 12 Конституции Республики Беларусь лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность, Республика Беларусь может предоставлять убежище.

    Первоначально вопросы предоставления убежища в Республике Беларусь регулировались Положением о порядке рассмотрения вопросов предоставления убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 1994 года № 229, а затем – Положением о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в Республике Беларусь, его утрате и лишении, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2006 года № 204.

    В феврале 1995 года был принят Закон Республики Беларусь «О беженцах», который определил основания и порядок признания иностранных граждан и лиц без гражданства беженцами на территории Республики Беларусь, лишения и утраты ими статуса беженца в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права, международными договорами Республики Беларусь. Были установлены также экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев, практически наравне с гражданами Республики Беларусь.

    Реализация Закона Республики Беларусь «О беженцах» началась в феврале 1997 года, когда была осуществлена процедура определения статуса беженца в отношении граждан Афганистана и Эфиопии, длительное время находившихся на территории Республики Беларусь. В 1998 году была начата реализация данного Закона на всей территории Беларуси. В этот период в территориальные органы по миграции с ходатайствами о признании беженцами обратились свыше двух тысяч иностранцев из государств ближнего и дальнего зарубежья.

    В мае 2001 года Республика Беларусь присоединилась к Конвенции 1951 года о статусе беженцев и Протоколу 1967 года, касающемуся статуса беженцев.

    В этой связи был разработан и в январе 2003 года принят Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь в связи с присоединением Республики Беларусь к Конвенции о статусе беженцев и Протоколу, касающемуся статуса беженцев». В том числе была принята новая редакция Закона «О беженцах», максимально учитывающая положения и нормы указанной Конвенции.

    В 2006 году началась разработка нового законопроекта, обусловленная необходимостью внесения изменений и дополнений в законодательство о вынужденной миграции, в частности, введение института дополнительной защиты, уточнение понятий и процедур временной защиты и воссоединения семьи, проведение идентификации личности, а также внесение ряда положений, направленных на исключение злоупотреблений иностранцами процедурой признания беженцем.

    Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» вступил в силу 3 июля 2009 года и полностью соответствует положениям Конвенции 1951 года.

    Были также разработаны и приняты нормативные правовые акты, регламентирующие:
    предоставление денежной помощи, оказываемой иностранным гражданам и лицам без гражданства, ходатайствующим о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь, и иностранным гражданам и лицам без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь;
    пребывание в Республике Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь, и иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца или дополнительная защита в Республике Беларусь;
    предоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства временной защиты;

    организацию работы при обращении иностранных граждан и лиц без гражданства с ходатайствами о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь, рассмотрение ходатайств о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь и ряд других нормативных правовых актов.

    С учетом практики реализации законодательства в сфере вынужденной миграции, в целях повышения эффективности и оптимизации процедур предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства в Республике Беларусь статуса беженца, дополнительной и временной защиты, а также убежища в июне 2015 года в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь внесен законопроект, предусматривающий принятие новой редакции Закона Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь».

    30 июня 2016 года во втором чтении на сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь принят проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам вынужденной миграции».

    С 1 июля 2017 года в связи со вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 20 июля 2016 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам вынужденной миграции» началась реализация положений Закона Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной защиты, убежища и временной защиты в Республике Беларусь» и нормативных правовых актов, принятых в его развитие.

    ФОРМЫ ЗАЩИТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ ИНОСТРАНЦАМ

    В Республике Беларусь законодательством предусмотрены следующие формы защиты, которые могут быть предоставлены иностранным гражданам и лицам без гражданства:

    • убежище;

    • статус беженца;

    • дополнительная защита;

    • временная защита.

    В соответствии с Законом Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной защиты, убежища и временной защиты в Республике Беларусь» (далее – Закон):

    статус беженца предоставляется иностранному гражданину, находящемуся на территории Республики Беларусь в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве гражданской принадлежности по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальной принадлежности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, который не может или не желает в силу таких опасений пользоваться защитой этого государства, или лицу без гражданства, находящемуся на территории Республики Беларусь вследствие указанных опасений, которое не может или не желает вернуться в государство прежнего обычного места жительства в силу таких опасений (часть первая статьи 19 Закона);

    дополнительная защита предоставляется иностранному гражданину, находящемуся на территории Республики Беларусь, у которого отсутствуют основания для предоставления ему статуса беженца, но существуют обоснованные опасения столкнуться при возвращении в государство гражданской принадлежности с угрозой смертной казни, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания либо с угрозой жизни, возникшей по причине насилия в условиях вооруженного конфликта международного или немеждународного характера, и который не может или не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этого государства, или лицу без гражданства, находящемуся на территории Республики Беларусь, у которого отсутствуют основания для предоставления ему статуса беженца, но существуют указанные опасения и которое не может или не желает вернуться в государство прежнего обычного места жительства в силу таких опасений (часть первая статьи 22 Закона);

    убежище может быть предоставлено иностранному гражданину, находящемуся на территории Республики Беларусь, вынужденному покинуть государство гражданской принадлежности вследствие преследований за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность, или лицу без гражданства, находящемуся на территории Республики Беларусь, вынужденному покинуть государство прежнего обычного места жительства вследствие преследований за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность (часть первая статьи 25 Закона).

    временная защита предоставляется иностранцам, индивидуальное рассмотрение ходатайств о защите которых невозможно по причине их одновременного массового прибытия и в отношении которых существует необходимость решения вопроса об их допуске в Республику Беларусь и пребывании в Республике Беларусь по основаниям, предусмотренным для предоставления статуса беженца или дополнительной защиты (часть первая статьи 28 Закона).

    ПОЛНОМОЧИЯ ПО ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЫ. СРОКИ, НА КОТОРЫЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА

    Решение о предоставлении убежища принимает Президент Республики Беларусь.

    Убежище предоставляется иностранцу бессрочно.

    Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении статуса беженца и (или) дополнительной защиты, продлении срока либо об отказе в продлении срока предоставления дополнительной защиты принимается Департаментом по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь.

    Статус беженца предоставляется иностранцу на срок сохранения в государстве гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства оснований, по которым ему предоставлен статус беженца.

    Дополнительная защита предоставляется иностранцу на срок до одного года. В случае сохранения в государстве гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства иностранца оснований, по которым ему предоставлена дополнительная защита, срок ее предоставления может продлеваться до одного года.

    Решение о предоставлении временной защиты принимается Советом Министров Республики Беларусь.

    Срок предоставления временной защиты определяется Советом Министров Республики Беларусь, но не может превышать одного года.

    ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ХОДАТАЙСТВОМ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СТАТУСА БЕЖЕНЦА, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИЛИ УБЕЖИЩА

    Иностранец, а также члены его семьи (за исключением иностранцев, не достигших возраста восемнадцати лет, которые не приобрели дееспособность в полном объеме в соответствии с законодательством Республики Беларусь), изъявившие желание ходатайствовать о предоставлении защиты, должны находиться на территории Республики Беларусь и обязаны лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайствами о защите в подразделение по гражданству и миграции.

    Иностранец, а также члены его семьи, достигшие возраста восемнадцати лет,

    • задержанные органами пограничной службы Республики Беларусь за незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь или незаконное пребывание на территории Республики Беларусь;

    • находящиеся в пункте пропуска и не имеющие оснований для пропуска через Государственную границу в связи с отсутствием предусмотренных актами законодательства Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь действительных документов для въезда в Республику Беларусь;

    • задержанные органами внутренних дел Республики Беларусь за незаконное пребывание на территории Республики Беларусь;

    • задержанные органами внутренних дел Республики Беларусь в целях обеспечения исполнения решения о высылке из Республики Беларусь в принудительном порядке или административного взыскания в виде депортации;

    • задержанные либо к которым применена мера пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста на основании решения об исполнении просьбы органа иностранного государства либо в связи с нахождением в международном розыске с целью выдачи, и изъявившие желание ходатайствовать о предоставлении защиты, обязаны лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайствами о защите в орган пограничной службы Республики Беларусь, орган внутренних дел Республики Беларусь или к администрации учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в котором он содержится, или в орган дознания.

    Сведения об иностранце, не достигшем возраста восемнадцати лет, который не приобрел дееспособность в полном объеме в соответствии с законодательством Республики Беларусь и прибыл в Республику Беларусь вместе с законными представителями (законным представителем), изъявившими (изъявившим) желание ходатайствовать о предоставлении защиты, заносятся в ходатайства о защите законных представителей (законного представителя) иностранца.

    Иностранец, вынужденный незаконно пересечь Государственную границу Республики Беларусь и без промедления обратившийся с ходатайством о защите в один из государственных органов, освобождается от ответственности за незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь и незаконное пребывание на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

    Иностранец, ходатайствующий о защите, обязан обосновать свое ходатайство о защите, представить документы для выезда за границу или объяснения причин их отсутствия, иные находящиеся в его распоряжении документы, материалы и сведения, имеющие значение для рассмотрения ходатайства о защите.

    ГАРАНТИИ НЕВЫСЫЛКИ ИНОСТРАНЦЕВ

    Иностранцы, ходатайствующие о защите, иностранцы, которым предоставлены статус беженца, дополнительная защита, убежище или временная защита, иностранцы, рассмотрение ходатайств о защите которых прекращено, иностранцы, получившие отказ в предоставлении статуса беженца и дополнительной защиты, иностранцы, получившие отказ в продлении срока предоставления дополнительной защиты, иностранцы, утратившие статус беженца, дополнительную защиту или убежище, иностранцы, у которых аннулированы статус беженца или дополнительная защита, иностранцы, лишенные убежища, не могут быть выдворены за пределы Республики Беларусь в иностранное государство, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, вероисповедания, гражданства, национальной принадлежности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, либо иностранное государство, где им угрожает смертная казнь или существует угроза их жизни по причине насилия в условиях вооруженного конфликта международного или немеждународного характера, а также где им угрожают пытки.

    КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИНОСТРАНЦАХ

    Информация об иностранцах, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца, дополнительной защите или убежище в Республике Беларусь, и иностранцах, которым предоставлены статус беженца, дополнительная защита, убежище или временная защита, является конфиденциальной и не может быть предоставлена без их письменного согласия:
    государствам, государственным органам, организациям и гражданам государства их гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства, иностранцам, проживающим в государстве их гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства, а также средствам массовой информации;
    другим государствам, государственным органам, организациям и иностранцам, а также международным организациям и гражданам Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь или международными договорами Республики Беларусь.

    ПРАВО ИНОСТРАНЦА НА ОБРАЩЕНИЕ В УВКБ ООН

    Иностранцу, ходатайствующему о защите и изъявившему желание встретиться с сотрудником Представительства Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) в Республике Беларусь, предоставляется такая возможность, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.

     Хотите узнать больше информации по вопросам вынужденной миграции?

    Откройте - http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=2981

ОПРОС
Безопасность дорожного движения зависит, в первую очередь, от:

знаний правил дорожного движения пешеходами
культуры вождения владельцев авто
эффективности работы сотрудников ГАИ
своевременного ремонта дорог
от каждого из нас